Vel (044) 564-28-82
MTS (029) 534-28-82

Полный курс подготовки к централизованному тестированию (ЦТ) в Республике Беларусь

Обязательно к прочтению всем ученикам центра "100 баллов", а также их родителям.

Почему, как и когда все абитуриенты центра "100 баллов" пройдут три этапа репетиционного тестирования?

Почему?

Многие наши ученики и их родители не задают нам, репетиторам, вопросы, которые начинаются со слова "почему". Они решили заниматься в центре "100 баллов" потому, что доверяют нам как учителям, которые знают, как правильно организовать подготовку к ЦТ. И, если мы говорим, что все три этапа РТ надо пройти, то большинство учеников отвечают: "Учитель, как скажете,"- и родители их поддерживают.

Но есть ученики и есть родители, которые, как советовал Декарт, "всё подвергают сомнению". И я постараюсь убедить сомневающихся, что ВСЕ абитуриенты центра "100 баллов" должны пройти ВСЕ три этапа репетиционного тестирования!

На самом деле, наши ученики проходят 7 этапов репетиционного тестирования. Об этом более подробно вы прочитаете в самом конце.

К репетиционному тестированию надо относиться как к генеральной репетиции спектакля в театре или как к учениям в армии. Чем больше таких репетиций будет, тем лучше будет результат ЦТ.

Необходимо потренироваться выполнять каждый элемент:

1) зарегистрироваться;

2) оплатить;

3) что-то повторить перед тестом;

4) выспаться;

5) психологически правильно настроиться;

6) приехать вовремя в пункт тестирования, пройти контроль, найти нужную аудиторию;

7) еще раз правильно психологически настроиться;

8) проходя тест, правильно распределить время на решение простых и сложных задач;

9) научиться пользовать черновиками, которые выдают во время тестирования;

10) научиться не отвлекаться во время теста на соседей по парте, которые будут донимать абитуриента разными вопросами;

11) посмотреть, как происходит общение с организаторами тестирования и с преподавателями, которые находятся в аудитории;

12) научиться без ошибок и за короткое время заполнить бланк.

Неважных элементов здесь нет - любая, на первый взгляд, мелочь может вывести абитуриента из состояния душевного равновесия. Я мог бы привести множество примеров из опыта моих учеников, которые неправильно регистрировались, теряли документы или квитанции об оплате, не могли от волнения найти нужную аудиторию, неправильно заполняли бланк тестирования, неумело пользовались черновиком и в нужный момент не находили уже решенную задачу... Конечно, можно сказать, что так им, этим не приспособленным к жизни «маменькиным сыночкам и доченькам», и надо, пусть получают «по башке». Им это только пойдет на пользу. А можно сказать, что при подготовке к самым ответственным событиям в жизни мелочей не бывает, все надо делать умело, тщательно и аккуратно, заранее потренировавшись.

Я и прошу, и требую, чтобы наши ученики проходили все три этапа РТ, более того, советую десятиклассникам пройти третий этап РТ вместе с одиннадцатиклассниками. Я знаю репетиторов, которые требуют от своих учеников проходить каждый этап РТ по два раза: тестирование, подробный разбор теста, закрепление знаний на повторном тестировании, - и я не считаю, что это перебор.

Когда?

Как известно, первый этап РТ проходит с октября по декабрь, второй - в январе и феврале, третий - в марте и апреле. Я советую ученикам проходить тестирование в конце каждого этапа (в конце декабря, февраля и апреля соответственно), чтобы успеть как можно больше пройти учебного материала к моменту тестирования.

Но здесь есть один негативный момент - к концу каждого этапа условия РТ становятся все менее секретными - выносить черновики с репетиционного тестирования разрешено, и уже написавшие тест ученики активно обсуждают его в социальных сетях. Абитуриент должен побороть в себе соблазн пойти на тест, заранее прорешав его весь или частично. Кроме этого, некоторые школьные учителя, руководствуясь самыми благими намерениями, разбирают по просьбе учеников на уроках отдельные задачи РТ. Важно в этом случае попросить учителя производить разбор этих задач РТ только после того, как все ученики напишут его.

Надо правильно выбрать и день недели для прохождения теста. Очень важно, чтобы в день теста у абитуриента не было более важного дела, а значит, ученик не должен устать перед тестом и никуда не должен торопиться после теста. Поэтому лучше всего для дня тестирования подойдет суббота или воскресенье. Можно выбрать и будний день, но в этот день не стоит идти с утра в школу.

Где?

Принципиальной разницы, в каком из пунктов тестирования проходить его, нет. По отзывам абитуриентов, РТ хорошо организовано в БГУ и в лицее БГУ, но подчеркну еще раз, выбирайте пункт тестирования в первую очередь из соображений удобства.

По этой ссылке http://rikc.by/abiturientu.html можно перейти на сайт РИКЗ, который проводит ЦТ и РТ, и узнать все технические подробности организации тестирования.

Как?

Очень важно, чтобы абитуриент относился к РТ очень серьезно и попытался получить максимально возможный результат, используя только законные средства.

Эти требования означают:

- перед РТ настроиться на достижение максимального результата;

- выполнять РТ по правилам ЦТ, то есть без шпаргалок, использования мобильного телефона, калькулятора (на математике), подсказок соседей по парте;

- использовать все отведенное на РТ время, а не сбегать через час, чтобы успеть еще что-либо сделать или отдохнуть.

Надо быть готовым к тому, что соседи по парте будут задавать вам разные вопросы. Не отвечать на них, возможно, невежливо, но если вас будут слишком часто отвлекать, постарайтесь договориться, чтобы вас не дергали. На всякий случай напомню, что на ЦТ за разговоры выгоняют без всяких разговоров.

Если вы пошли на РТ с другом, то покажите ему эту инструкцию и договоритесь встретиться с ним не раньше, чем РТ закончится.

Как относиться к результатам РТ

На форуме одной статьи, посвященной централизованному тестированию, прочитал душераздирающий пост, смысл которого сводился к тому, что дочь автора поста все репетиционные тесты по русскому языку сдавала на 75 - 90 баллов, а ЦТ сдала на 24 балла. Автор поста делает очевидный для нее вывод, что на ЦТ все продано-куплено.

Ученики часто растерянно рассказывают мне истории о том, что их одноклассники набирают на РТ высокие баллы, хотя имеют невысокие оценки в школе и вообще к ЦТ особенно не готовятся. Абитуриенты не могут рационально объяснить эти факты, а я могу.

Причин несколько:

- некоторые репетиторы, находят в социальных сетях условие задач РТ или записываются и проходят тестирование перед тем, как направить на него ученика, а затем показывают решение задач ученику, чтобы результат РТ устроил родителей ученика;

- значительное количество учеников, узнав у одноклассников, прошедших тест, его условие, решают заранее РТ или просто узнают в социальных сетях коды с правильными ответами, чтобы хотя бы временно разрешить свои семейные проблемы (проще говоря, чтобы родители «не парили мозг»).

Вероятнее всего, по последнему алгоритму действовала дочка, мама которой посчитала, что ЦТ хорошо сдают только за деньги.

Я возьму на себя смелость посоветовать родителям абитуриентов с нереально оптимистическими результатами РТ не поддаваться иллюзиям, а трезво оценить ситуацию. Не менее важно, чтобы родители не требовали высоких результатов на РТ от детей, провоцируя их совершать нечестные поступки. Уже в этом учебном году некоторые ученики рассказали мне, какие «ласковые слова» услышали от родителей, когда стали известны результаты первого этапа РТ.

Что касается абитуриентов, то я их прошу сохранять стойкость духа и не делать глупости, искусственно увеличивая результат РТ. Чтобы убедить моих учеников не верить мифическим результатам некоторых одноклассников, я предлагаю им заключать пари на большое количество шоколадок, что на ЦТ такой высокий результат повторен не будет. За последние десять лет я слышал много историй о том, что знакомый моих знакомых получил на ЦТ стопицот баллов, но только пару раз история была действительно достоверная. Важно понимать, что у меня и у моих коллег, которым я абсолютно доверяю, около двухсот учеников каждый год. Более того, мы общаемся со многими учениками, когда они становятся студентами. Поэтому я уверен, что если бы были постоянные массовые утечки информации об условиях задач ЦТ, я бы об этом знал. Итак, я хочу, чтобы абитуриенты знали: ни они, ни их одноклассники с фантастическими результатами РТ на ЦТ ничего не спишут. И я готов поспорить на десять шоколадок с любым, кто со мной в этом вопросе не согласен.

Как готовиться к каждому этапу и как оценивать его результаты

Для адекватной оценки результатов каждого этапа РТ важно понимать некоторые особенности.

1-й этап. Ученики, которые готовятся к ЦТ с начала учебного года, к декабрю уже что-то знают, но этих знаний абсолютно недостаточно для получения высоких баллов. Кроме этого, никакого специального повторения к этому этапу не проводится. На первом этапе абитуриент должен почувствовать атмосферу тестирования, поучиться правильно заполнять бланк, попытаться понять, чем формулировки тестовых задач отличаются от формулировок задач в обычных сборниках. Нормальный результат по математике находится в пределах 30 - 50 баллов, по физике нормального результата первого этапа не существует, так как пройдено еще чрезвычайно мало.

Для учеников тех немногих школ, где можно получить хорошее образование по математике, я считаю нормальным результатом первого этапа РТ 50 - 70 баллов, а по физике 30 - 50 баллов.

Что касается учеников, которые только в сентябре или октябре узнали, как решается квадратное уравнение, то их участие в РТ - уже маленькая победа над собой.

Откровенно говоря, первый этап РТ нужен для того, чтобы на нем облажаться. Например, уже в этом году очень сильный ученик запорол в тесте по физике всю часть В, вписав в бланк ответы с размерностями величин, хотя вписывать надо только саму величину, без размерности (например, 5, а не 5 м/с). В результате, сканер засчитал все ответы части В, как неправильные.

2-й этап. Не стоит специально готовиться к прохождению и этого этапа, то есть вместо изучения новых тем заниматься повторением уже пройденного материала. Например, в математике, вероятнее всего, вы будете изучать показательные и логарифмические уравнения и неравенства, а на втором этапе РТ этих тем не будет (они появятся только на третьем этапе).

Как правило, результаты добросовестных абитуриентов возрастают приблизительно на 10 - 15 баллов по сравнению с первым этапом.

3-й этап. Естественно, это самый важный этап РТ. Здесь я категорически настаиваю, чтобы абитуриенты его проходили как можно позже, а значит, как можно ближе к ЦТ. К этому этапу уже стоит немного повторить изученный материал, но успеть качественно повторить все не получится, иначе придется прекратить изучение нового материала, а его так много, что к апрелю все изучить не удается. Итак, на третий этап надо идти как в «последний и решительный бой», но помнить, что еще полтора месяца на подготовку осталось. По сравнению со вторым этапом баллы, как правило, возрастают еще на 10 - 15 баллов.

Кстати, некоторые абитуриенты, получив высокие баллы на третьем этапе, прекращают готовиться к ЦТ, считая, что они уже достаточно готовы к вступительным экзаменам. Это очень серьезное заблуждение, так как необходимо постоянно поддерживать хорошую спортивную форму перед ЦТ.  

О разборе решений РТ

После того как становятся известны результаты РТ, необходимо разобрать тест с преподавателем. Задачи по темам, которые еще не изучались, имеет смысл разобрать позже, ближе к третьему этапу или в ходе разбора третьего этапа.

Что делать, если результаты РТ намного меньше, чем предполагает преподаватель?

Здесь я опишу две реальные истории, которые произошли с моими учениками.

Лет десять назад у меня занималась девушка, у которой были очень хорошие способности и прекрасная подготовка (у нее был замечательный школьный учитель). Моя работа заключалась в организации системного повторения материала и демонстрации особенности формулировок тестовых заданий. Но когда я предложил девушке на всякий случай проверить свои силы на РТ, ее начало в буквальном смысле трясти от волнения. Насколько я помню, я так и не смог ее уговорить пойти хотя бы на один этап РТ, а на ЦТ она вместо 90 - 100 баллов набрала около 50. Именно после этой истории я стал не просить, а требовать от учеников ходить на РТ, причем на все его этапы, при необходимости подключал родителей ученика для принятия мер убеждения и принуждения.

Вторая история произошла с парнем, который тоже был прекрасно подготовлен школьными учителями, а я занимался только повторением и показом некоторых фишек. После первого РТ позвонил отец ученика и спросил, как у нас идут дела? Я ответил, что все более чем хорошо, похвалил ученика и его учителей, нарисовал радужные перспективы. Отец ученика меня внимательно выслушал, а затем спросил, какой результат, по моему мнению, на первом этапе РТ показал его сын? Я ответил, что удивлюсь, если результат будет меньше 80. Оказалось, что я ошибся, так как ученик набрал двадцать баллов! Это был шок. Я предположил, что парень просто неправильно заполнил бланк, и попросил отправить его на второй этап РТ сразу же, как только он начнется.

Мы продолжали заниматься, результаты работы мне казались превосходными, но результат второго этапа РТ также оказался в районе двадцати. Ученик исчез на несколько недель, потом позвонил отец и рассказал, что они обратились к другому репетитору (на мой взгляд, это было абсолютно правильное решение), который после нескольких занятий подтвердил все сказанное мною. Также он сказал, что его сын хочет продолжить занятия у меня. Я ответил, что мы кардинально изменим всю схему подготовки.    

Мы прекратили изучать новый материал и прекратили повторение. Во время занятий ученик выполнял на моих глазах тест, заполнял реальный бланк ответов, а я контролировал время выполнения теста. Аналогичным было и домашнее задание - решать тесты на время с заполнением бланка. Выяснилось, что ученик абсолютно неправильно распределял время на выполнение теста. Два месяца мы ничего не изучали, а только решали и разбирали тесты. В результате третье РТ он написал на 70, а ЦТ - более чем на 80 баллов.

К чему такие подробности? Репетитор с помощью реальных результатов РТ может и обязан корректировать ход подготовки, но для этого ему надо знать истинные, а не мифические результаты РТ.

Уважаемые родители! Если вас результаты РТ вашего ребенка не устроили, то обязательно поговорите с репетитором, перед тем как искать другого преподавателя! Вполне возможно, что подготовка идет нормально, но ее надо скорректировать. В противном случае вы рискуете, что репетиторы будут решать РТ с вашим ребенком заранее, чтобы результат теста вас устроил.

Что делать в мае и июне?

«Не наелся - не налижешься» - это высказывание часто можно услышать или прочитать, когда обсуждается вопрос о подготовке к ЦТ в последний месяц перед тестом. Я категорически с этим не согласен. Считаю, что абитуриент должен в это время вести себя как спортсмен перед соревнованиями, поддерживая свою форму, но не перегружаясь.

В начале мая изучение нового материала надо прекратить. Месяц - полтора перед ЦТ надо обязательно потратить на повторение изученного материала, решая тесты РТ и ЦТ прошлых лет. Естественно, после решения каждого теста надо провести его подробный разбор с преподавателем.

В прошлом учебном году в мае РИКЗ стал проводить, по сути, 4-й этап РТ. На своём сайте РИКЗ опубликовал "Демонстрационный вариант ЦТ" по каждому из предметов с ответами и решениями. Прекрасно! Ответственный абитуриент обязан выделить три часа времени на то, чтобы организовать себе условия, близкие к "боевым", решить тест, а затем, разобрать его самостоятельно, а затем с преподавателем.

Очень часто часть заданий ЦТ совпадает с заданиями 3 и 4 этапов РТ или очень на них похожи!!!

Но и это ещё не всё. Проанализировав условия всех этапов РТ, и особенно тщательно третьего и четвёртого этапов, преподаватели центра "100 баллов" создадут свои репетиционные тесты (5, 6, 7 этапы), которые ученики будут решать и разбирать во второй половине мая и первой половине июня.

Выводы, которые вы должны сделать

Еще раз повторю, что РТ - дело очень серьезное и ответственное, а значит, не надо планировать на день тестирования еще какие-то дела, которым РТ может помешать. Чтобы правильно планировать подготовку к ЦТ, и абитуриенту, и его родителям, и учителям, и репетиторам важно знать реальные промежуточные результаты подготовки. Надо постараться получить на РТ максимально высокий результат, но добиваться его надо только честными способами.

Учтите, что каждый пропущенный этап РТ - это потеря от 5 до 10 баллов на ЦТ!

Кстати, всех учеников центра "100 баллов" и их родителей ждёт зачёт на знание содержания этой статьи.

 

 

  






Мы в Одноклассниках
Нравится