Vel (044) 564-28-82
MTS (029) 534-28-82

Полный курс подготовки к централизованному тестированию (ЦТ) в Республике Беларусь

Репетиторский центр «100 баллов»

Е. Б. Ливянт, А. А. Иванов

 

Последний урок репетиторов

 

Общие, но очень важные рекомендации перед ЦТ.

Каким бы ни оказался Ваш результат на централизованном тестировании, - это будет в первую очередь Ваша заслуга или Ваш провал! Конечно, всегда можно найти себе оправдание, что Вам не повезло с учителями, репетиторами и так далее. Возможно, так оно и есть. Но постарайтесь быть честным с самим собой - главное зависело от Вас. И именно от Вас зависит, как Вы настроитесь на тесты.

 

Голова во время экзамена должна быть ясной.  Поэтому Вы должны:

- высыпаться на протяжении нескольких недель, особенно перед тестированием;

- гулять на свежем воздухе;

- поменьше сидеть у телевизора и компьютера; 

- не заниматься учёбой «круглосуточно».

 

Алкоголь на выпускном вечере лучше исключить или его количество должно быть минимальным. После среднего опьянения мозг восстанавливается 4 - 5 дней, после хорошей пьянки - неделю, поэтому «вспышки разума» на тестировании будут маловероятны.  В лучшем случае Вы решите стандартные задачи. Окончание учебного года лучше отметить по окончании тестов. Вот тогда оторвитесь по полной! Если уж совсем невтерпёж, то хорошо отпразднуйте «последний звонок».

 

По этой же причине ограничьте время загула на выпускном вечере. Не стоит менять биологический ритм жизни. На его восстановление также уйдёт несколько дней.

 

О тестировании.

Будьте готовы к тому, что само тестирование начнётся не раньше 12 часов, так как в аудитории всегда будут «тупые» абитуриенты, которым несколько раз придётся объяснять, как оформляется и заполняется бланк. Не психуйте, а отдыхайте. Можете полчасика поспать на парте. Кстати, не вздумайте опоздать по этой причине! Вход в аудитории прекращается в 11 часов.

 

Войдя в аудиторию, проверьте пригодность вашего места для трёхчасового экзамена, на подготовку к которому Вы потратили столько сил и времени, а родители средств. Вам должно быть удобно сидеть, если нет – позовите преподавателей и попросите их помочь. До начала тестирования сходите в туалет. Во-первых, поход в туалет во время тестирование приведёт к потере времени. Во-вторых, вы будете знать, где он находится, и не потратите много времени на поиски в случае необходимости.

 

До начала тестирования вы проведете в аудитории довольно продолжительное время. Успокойтесь, закройте глаза и расскажите себе то единственное стихотворение, которое Вы  знаете, или про себя напойте любимую песню.

 

Когда получите условие теста на руки, не бросайтесь на него, сломя голову. Медленно посчитайте до десяти, не выглядывайте сразу сложные задачи с мыслью «Я как раз не знаю, как такое решать!». Найдите те задания, которые вы точно решите, сделайте это и похвалите себя. Не забудьте заодно представить себе недовольную противную физиономию своего репетитора. Вспомните все «ласковые» слова, которые Вы слышали от него и ещё рискуете услышать, когда станут известны результаты ЦТ.

Не обращайте внимания на других абитуриентов. Вы сами за себя, они тоже. Перед тестом посмотрите футбольный матч английской премьер-лиги или хоккейный матч НХЛ. Кстати, можете посмотреть матчи сборной Беларуси по хоккею на последнем Чемпионате Мира. Обратите внимание, что проигрывающая команда сражается до последней секунды, даже в безнадёжной ситуации.

 

Вы должны бороться все время, отведенное на тест!!! В день теста репетиторы центра «100 баллов» на машинах патрулируют Минск, и если мы Вас увидим на улице раньше 14.30, то Вам очень не повезёт!

 

Не забудьте взять с собой питьевую негазированную воду в небольшой прозрачной пластмассовой бутылке (0,5 л). Снимите заранее с бутылки этикетки, так как организаторы могут посчитать, что на них написаны шпаргалки. В аудитории всегда есть питьевая вода и одноразовая посуда, но их может и не хватить. Организаторы тестирования могут отказать вам в проносе воды в аудиторию или попросят поставить её на общий стол. Не обижайтесь на это, а выполните их требования.

 

Ни в коем случае не кладите в карман мобильный телефон, даже в отключенном состоянии.  Из аудитории выгоняют даже в момент, когда абитуриент одной рукой сдаёт бланк, а второй рукой рефлекторно лезет за телефоном. 

 

На тесты не берите калькулятор и шпаргалки. Случайно опустите руку в карман и … Вы уже за дверью. Никто не будет Вам делать замечания и грозить пальцем, просто преподаватели заберут Ваш бланк, не вступая в переговоры.

 

Если Вам не хватит черновиков, обратитесь к преподавателю в аудитории.
Внимание! В очень редких случаях Вас могут послать, сказав, что бумаги больше нет. Не психуйте в этом случае, но и не идите туда, куда Вас пошлют! Спокойно попросите протокол проведения экзамена для того, чтобы сделать там запись. Вас могут послать второй раз. Тогда потребуйте пригласить председателя экзаменационной комиссии. Бумага для черновиков волшебным образом найдётся!

 

В туалет Вас обязаны выпустить (под контролем). Не ведитесь на предложение закончить работу и только после этого идти в туалет. Терпеть и хорошо решать затруднительно. В случае возникновения конфликта действуйте по алгоритму, описанному выше.  

 

Кстати, по такому же алгоритму ведите себя в случае возникновения других конфликтных ситуаций.

 

В любом случае помните, что вся система ЦТ создана для Вас, Вы ее главные действующие лица, у Вас есть права  (например, Вас не имеют права отвлекать от написания теста). Помните, что за редчайшим исключением  преподаватели в аудитории - вполне дружелюбные по отношению к Вам люди, не настроенные на то, чтобы создавать Вам лишние проблемы. Соблюдайте правила написания теста - и никто не станет Вам мешать.

 

Помните, что конфликт проще предупредить, чем нейтрализовать! Если вы будете спокойно решать тест, не отвлекая других абитуриентов и преподавателей и не досаждая им, то ни один преподаватель не станет создавать конфликтную ситуацию. Ведите себя спокойно и уверенно.

Не спешите сдавать работу. Если у вас осталось время - проверьте еще раз решения. Даже если вы получили ответ в части А, который есть среди вариантов ответа, он необязательно верный, самые типичные ошибки составители тестов учитывают.

 

Если задача не решается, пропустите её и идите дальше, вернётесь к этой задаче потом. Боритесь, сдаться Вы всегда успеете!

 

Внимание! В очень редких случаях условие задачи может быть плохо напечатано или может быть два одинаковых ответа. Также условие задачи может быть некорректным. Не заводитесь по этому поводу, не лезьте с вопросами к преподавателю. Эту ситуацию как-нибудь разрулят без Вас. Пропустите эту задачу, вернетесь к ней позже, когда всё станет на свои места. Если же в аудитории никто, кроме Вас, не заметил проблемы, то обратитесь к преподавателю, когда Вы прорешаете основную часть теста. Преподавателем в аудитории на тест по математике или физике назначается филолог, историк и наоборот. Ответить на Ваш вопрос по предмету он не имеет права, да и не сможет. Поэтому зафиксируйте проблему в протоколе о проведении экзамена. Если Вы правы, то Вам зачтут решение этой задачи. Но подчеркнём ещё раз, не переживайте по этому поводу. Одно задание не окажет существенного влияния на результат тестирования. А вот неадекватная реакция на эту проблему может помешать Вам решить остальные задачи.

 

Сделайте для себя на черновике таблицу с ответами, заполняйте ее по мере решения задач, а потом просто перенесите ответы в бланк. Так вы уменьшите риск неверно записать ответы в бланк. Начните заполнять бланк не позже, чем за 30 минут до окончания теста - в спешке можно сделать глупые ошибки. Если время останется, то «добейте» самые сложные задачи.

Если тест сложный, не паникуйте, в нем обязательно найдутся простые задачи. Кроме того, он одинаково сложен для всех. Просто средний балл будет низким.

Самое главное - Вы пришли на ЦТ за успехом! Помните, что даже худший из  мифических учеников нашего центра готов лучше многих других абитуриентов. Удачи!

Когда узнаете результаты ЦТ, не забудьте сыграть с репетиторами в игру «Угадай результат» и сообщите нам в августе, в какой вуз Вы поступили.

 

Рекомендации к тесту по математике.

Через 5 минут после начала теста по математике некоторые абитуриенты будут сдавать бланки и уходить из  аудитории, а через час в аудитории останется 30 - 40 процентов абитуриентов, большинство из которых тоже вскоре покинет аудиторию. Не пугайтесь! Не думайте, что те, кто ушёл, всё сделали, т.к. были готовы лучше Вас или имели ответы к тестам. Они сделают 0 - 5 первых примеров и сыграют в «морской бой» с оставшимися заданиями. Они вам не конкуренты, они просто пришли испытать удачу.  Вы должны решать все 180 минут.

 

Задачи в тесте по математике идут по нарастающей сложности, но этот факт не означает, что в случае, если Вы не знаете, как решать, к примеру, задачу В3, не имеет смысла пробовать решать задачу В4. Следующие задачи могут оказаться Вам по силам, так как будут на другие темы. 

Подбором решать задачи имеет смысл только тогда, когда другие методы Вам не помогли.

 

В геометрической и сложной алгебраической задаче думайте не о том, как найти искомую величину, а о том, как найти «ненужные» на первый взгляд величины. Искомая величина найдётся в этом случае сама. Если Вы не видите ход решения задачи, делайте незначительные преобразования – раскрывайте скобки, группируйте, приводите к общему знаменателю, только не смотрите тупо на пример, переживая свои переживания о невозможности найти решение.

 

Помните, что на тест по математике нельзя брать линейку, циркуль, карандаш. В качестве линейки можно использовать паспорт, причём на краю одной из «ненужных» страниц можете заранее отметить сантиметровые и миллиметровые деления.

Самое важное.

  1. Не забудьте про ОДЗ!

1.1.  Под корнем четной степени может быть только неотрицательное число. А под корнем нечетной степени может быть любое число. Например, если вы видите , то понимаете, что .

1.2.  На ноль делить нельзя. Поэтому знаменатель любой дроби не равен нулю.

1.3.  Основание логарифма больше нуля и не равно 1. В выражении  . При этом сама подлогарифмическая функция также должна быть больше нуля, т.е. в данном случае f(x) > 0.

1.4.  Число (или функция) в рациональной степени неотрицательно. Так, запись  означает, что выражение . Заметим, что в записи  подкоренной выражение принимает любые значения. А в записи  функция .

  1. В уравнениях типа  необходимо требовать неотрицательность правой части !
  2. При разложении квадратного трехчлена на множители не забудьте про коэффициент а! Так, . Если дискриминант обращается в ноль, не забудьте, что выражение является полным квадратом и записывается в виде .
  3. Десятичные дроби – зло! При расчетах переводите десятичные дроби в обыкновенные. Смешанные обыкновенные дроби вида  при умножении и делении приводите к виду , а при сложении и вычитании – к виду .
  4. Рациональные неравенства можно решать только одним способом! Все слагаемые необходимо перенести в левую часть неравенства, при необходимости привести дроби к общему знаменателю, разложить числитель и знаменатель дроби на множители и решать методом интервалов. Все остальное – ересь. При решении неравенств нельзя:

5.1.  Перемножать дроби «крест-накрест».

5.2.  Отдельно рассматривать числитель и знаменатель дроби.

5.3.  В квадратных неравенствах (например, ) находить корни () и писать что-то типа x > ±2.

  1. Не сокращайте выражения с неизвестной в левой и правой части неравенства или уравнения! Потеряете корни.
  2. Не знаете, как решается уравнение – вероятнее всего оно однородное!
  3. Не знаете, как решается уравнение? Оно не однородное? Ищите группировку. Вообще, группировку ищите в кубических уравнениях, квадратных уравнениях с большими коэффициентами (например, ), часто в тригонометрических и показательных уравнениях.
  4. Уравнение x2 = 9 имеет два корня х = ±3!
  5. Если при решении примера вы замечаете в знаменателе дроби корни, домножайте на сопряженное!
  6.  Не знаете, что делать с выражениями под знаком квадратного корня – умножайте на сопряжённое.
  7. Если при решении примера вы замечаете сумму и разность с одинаковым выражением под корнем, например, выражения  и , то либо домножайте и делите одно из них на сопряженное, либо подумайте о взаимно обратных числах. Так .
  8. Каждая задача ЦТ, как правило, рассчитана на решение в течение 5-10 минут, поэтому не требует проведения громоздких преобразований. Если вы сделали при решении задачи уже 5-6 действий, а решение все еще не заметно, скорее всего, вы выбрали нерациональный способ решения.
  9. В геометрических задачах чертеж – залог успеха. Рисуйте, рисуйте и еще раз рисуйте! Сделайте такой чертеж, на котором вы увидите все важные детали, на котором равные отрезки или углы будут хотя бы приближенно равны. Не получилось нарисовать толковый рисунок с первого раза? Рисуйте второй, третий… Равные углы и отрезки не только обозначайте дужками или штрихами, но и подписывайте одинаковыми буквами.
  10. Подписывайте численные данные геометрической задачи прямо на чертеже.

 

Рекомендации к тесту по физике.

Обратите внимание на самое важное обстоятельство - в тесте по физике, в отличие от теста по математике, задачи расположены не по возрастанию сложности, а по темам. Поэтому В11, В12 – не самые сложные задачи, не бойтесь их. Вообще в тесте по физике части задачи в конце части В решаются в одну-две формулы.  

 

Через 5 минут после начала теста по физике многие абитуриенты будут сдавать бланки и уходить из  аудитории, а через час в аудитории останется 20 - 30 процентов абитуриентов, большинство из которых тоже вскоре покинет аудиторию. Абитуриенты будут покидать аудитории ещё быстрее, чем на тесте по математике.

 

Подбором решать задачи имеет смысл только тогда, когда другие методы Вам не помогли.

 

Помните, что на тест по физике нельзя брать линейку, циркуль, карандаш. В качестве линейки можно использовать паспорт, причём на краю одной из «ненужных» страниц можете заранее отметить сантиметровые и миллиметровые деления.

 

Для теста по физике подготовьте простой калькулятор, а лучше два (на случай, если один из них сломается в самый ответственный момент). Инженерный калькулятор брать нельзя! Потренируйтесь считать на этом доисторическом калькуляторе на занятиях в июне, так как в последнее время Вы для расчётов пользуетесь телефоном.

Самое важное.

  1. Перед решением теста по физике внимательно изучите таблицу постоянных величин. Именно там Вы найдёте заряд и массу электрона и ещё много интересного. Эти величины надо подставлять в том виде, в котором они указаны в таблице, а не в том, в котором вы привыкли, или в котором их выдает калькулятор. Если в таблице будет указано, что p =3, то p =3, а не 3,14 или 3,1416. Если в таблице будет указано, что p = 3,14,,  то p = 3,14. Особенно внимательно отнеситесь к корням. Ваш калькулятор посчитает , а в таблице в начале теста будет указано другое приближенное значение, например, . Это важно при расчетах в части В, когда из-за неправильно подставленных значений констант может получиться не тот ответ, который будут засчитывать при проверке.
  2. Рисуйте, рисуйте и еще раз рисуйте! Рисунок в задаче по физике помогает понять условие, осознать, что и как надо найти. Особенно это касается задач по механике.
  3. Переводите все численные значения в СИ при расчетах! Даже если в задаче надо дать ответ в сантиметрах, то при расчетах все данные следует перевести в метры, а только потом, при записи ответа, сделать обратный перевод.
  4. О градусах думают пьяницы, поэтому переводите градусы Цельсия в кельвины! При этом Вы, конечно, помните, что температуры в градусах Цельсия и в кельвинах различны, а изменения температуры – одинаковы! Например, если температура газа равна 5оС, то это означает, что температура газа равна 278 К. А если температура газа увеличилась на 5оС, то это означает, что температура газа увеличилась на 5 К.
  5. Не округляйте промежуточные вычисления! Особенно в части В. Если при промежуточном расчете у вас получился , то либо этот корень сократится в одном из последующих действий, либо вы подставите его приближенное значение в самом последнем действии. Округляя промежуточные вычисления, вы можете получить вместо ответа, скажем, 207, ответ 209. А это уже неверный ответ при верном решении.  Аналогично поступайте с обыкновенными дробями. 1/3 это 1/3, а не 0,3.Округлять можно только в последнем вычислении задачи!

 

 

Только для поступивших в ВУЗы (облажавшихся просьба не беспокоить)

 

Для успешного изучения высшей математики в ВУЗе надо знать производные, интегралы, вектора. Эти темы не изучались в школе, на тестировании они тоже не нужны. Отчисления с первого курса происходят, как правило, из-за несданной высшей математики. Отчисляют сейчас много и легко.

 

Предлагаем с 1 августа по 31 августа изучить эти темы в нашем центре. Преподаватели: Ливянт Е. Б., Иванов А. А., Волович В. В. 

 

Советуем не ждать сентября, так как одновременно учиться в ВУЗе и изучать с нуля указанные темы будет очень трудно. Запись на занятия по телефону или с помощью Интернета. Можно приводить друзей и подруг!!!

 

В случае необходимости Вы можете обращаться к нам за консультациями по высшей математике и общей физике и во время учебного года.

 

Запись на сайтах: http://www.100ballov.by/adres/index.htm и http://www.testirovanie.by/anketa_test.php

 

и по телефонам:

  • +37529 564-28-82
  • +37529 534-28-82
  • +37525 660-45-85
  • +37529 652 -08-78
  • +37529 505-08-78

Электронная почта: info@100ballov.by и repetitor_mf@tut.by

 

 

 






Мы в Одноклассниках
Нравится